Оффшорный бизнес в России и проблемы контроля над ним
Впервые российские бизнесмены получили возможность открывать оффшорные компании в 1991 году. 29 апреля 1991 года швейцарская компания Riggs Walmet Group объявила о том, что выходит на советский рынок с предложением по организации таких компаний. Предлагалась не только помощь в создании безналоговых компаний "под ключ", но и поддержание их деятельности – внесение ежегодных взносов в бюджет страны базирования, обеспечение секретарских услуг по обработке нерегулярной почты, организация ежегодных собраний акционеров, составление балансов и т. п. По международным меркам стоимость услуг была достаточно высока: $4800 за регистрацию и по $1100 ежегодно за поддержку. За прошедший период в результате роста предложения подобного рода услуг и роста конкуренции цена оффшора упала до $500.
Оффшорные схемы основаны на использовании возможностей, предоставляемых заключенными соглашениями об исключении двойного налогообложения. В России получила значительное развитие практика использования оффшорных компаний для международных инвестиций. Филиалы и дочерние структуры созданы в составе крупнейших отечественных финансово-промышленных групп и корпораций. В своей повседневной деятельности последние используют большое количество оффшорных фирм. Оффшорные схемы все чаще стали опираться не только на договоры купли-продажи, но и на лизинговые комиссионные, трастовые, страховые и другие договорно-правовые формы осуществления сложных коммерческих сделок. Зарубежные оффшорные компании используются в процессе текущего и долгосрочного финансирования российских проектов из-за рубежа. В схемах этого типа обычно широко используются специализированные компании, расположенные в зонах налоговых льгот. В последние годы российские банки и финансовые компании используют оффшорные схемы деятельности на мировых рынках ценных бумаг.
Увеличилась роль оффшорных схем в формировании транснациональных хозяйственных систем, когда оффшорные фирмы встраиваются в сеть внешних филиалов российских предприятий. Оффшорные схемы часто нацелены на преодоление иностранных налоговых барьеров.
Существует комплекс факторов, стимулирующих развитие оффшорного бизнеса в России. К основным из них можно отнести: тяжесть налоговой нагрузки и неэффективность фискальной политики, неблагоприятный инвестиционный климат и мощные мотивы к экспорту капитала за рубеж, высокие инвестиционные риски и использование оффшорных схем для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в России, криминализация экономики и использование оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем.
Так, по мнению экспертов, в течение 90-х годов в Швейцарию были переведены из Восточной Европы и бывшего СССР миллиарды долларов. У швейцарцев нет однозначного мнения, можно ли считать все эти вклады преступными. Однако эти деньги попадают в категорию "подозрительных" и могут быть заблокированы.
В настоящее время основной оффшорной зоной для российских бизнесменов стал Кипр. По оценкам экспертов, из России ежемесячно переводится на этот остров и в другие страны порядка одного миллиарда долларов.
По имеющимся данным на Кипре действуют около двух тысяч российских компаний и дюжина банков. Статистика свидетельствует, что на счетах тех оффшорных банков, которые размещены на острове, числится около 950 миллионов долларов. По мнению кипрских банкиров, российские деньги оседают не только на Кипре, но и в других странах. В частности, в Великобритании, где они вкладываются в недвижимую собственность и в других странах.
В России созданы правовые основы контроля над оффшорным бизнесом. В соответствии с п. 10 ст. 1 и п. 2 ст. 5 Закона Российской федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" операции, связанные с приобретением зданий, сооружений, земли и иной находящейся на территории иностранных государств недвижимости или прав на указанную недвижимость (включая права пользования и распоряжения недвижимостью на сроки, проистекающие из договоров о купле-продаже так называемых "таймшеар"), регистрирацией компании в странах с льготным налогообложением, в том числе в оффшорных зонах, покупка акций и внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации, относятся к операциям, связанным с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России.
В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России установлен лицензионный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними – за исключением открытия счетов на время пребывания за границей).
Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.
В соответствии с п. "г" ст. 13 "Закона" резиденты, осуществившие валютные операции, связанные с движением капитала, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Естественно, не имея соответствующей лицензии Центрального банка России, составлять такую отчетность не имеет смысла, что ведет к еще одному нарушению российского валютного законодательства, и, как следствие, – нарушению налогового законодательства. Можно отметить еще одно нарушение, которое относится скорее к области таможенного права. Это ввоз акций иностранных предприятий в Россию без соблюдения существующих таможенных правил, то есть акции просто не декларируются при пересечении таможенной границы Российской Федерации и ввозятся контрабандным способом.
По российскому валютному законодательству сделки, заключенные с нарушениями действующего законодательства, являются недействительными (п. 4 ст. 2 "Закона"). Лица, совершившие такие сделки, несут административную, уголовную и иную ответственность. Наиболее часто применяются следующие санкции (п. 1 ст. 14 "Закона"):
взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;
взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не но сделке, а в результате незаконных действий.
Похожие работы:
- Оффшорный бизнес в России и проблемы контроля над ним
Впервые российские бизнесмены получили возможность открывать оффшорные компании в 1991 году. 29 апреля 1991 года швейцарская компания Riggs Walmet Group объявила о том, что выходит на советский рынок ...
- Инновационный бизнес в России
Статистика свидетельствует, что развитие научной и инновационной деятельности в 90-е годы в России характеризовалось в основном негативными тенденциями — сокращение масштабов научных исследований, сни...
- Проблемы менеджмента в России
Три преподавателя менеджмента, проведшие несколько лет в России и обсудившие опыт своего взаимодействия с российскими руководителями и характер предъявляемых теми требований, выделяют шесть наиболее о...
- Проблемы систематизации нормативных актов Банка России
Есть еще одна довольно серьезная проблема. Банковское право нуждается в системном регулировании. В то время как на практике нормативных актов слишком много и они иногда принимаются неожиданно для учас...
- Пути совершенствования финансового контроля в России
Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенст...